В
Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О
Государственном гербе Российской Федерации» дается описание герба и
порядок официального использования его изображений.
В Статье 1 закона
читаем: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой
четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности
красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной
большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла -
скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, -
серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным
копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».
Никакой официальной
трактовки символам герба не дано ни в самом Законе, ни в Приложениях. Почему
орел в гербе двуглавый? Почему три короны, что значат эти символы? Кем
является всадник, убивающий дракона?
Ни в Федеральном
Законе о Государственном флаге Российской Федерации, ни в Приложениях нет ни одной официальной трактовки символики флага,
расположения и цвета триколора. Последняя
официальная, то есть принятая государственным органом, трактовка символов
флага и герба России, и не отмененная позже никаким правовым актом, а значит
действующая до сегодняшнего дня, известна, как документ Министерства Юстиции
России с 1896 года.
Государственный герб
- двуглавый орел, принят великим князем Московским Иоаном
III в качестве государственной эмблемы в 1472 г. после брака с
племянницей последнего Византийского императора Константина ХII c Cофьей
Палеолог. Двуглавый орел был гербом Византийской империи. Появление его
связано с событиями IV и VI вв, когда при
императорах Константине I Великом (306-337) и Юстиниане I (527-565) обе
империи Восточная и Западная, имеющие в гербах по одноглавому орлу,
объединились под одним скипетром, то государственной эмблемой был принят
двуглавый орел.
Принятие эмблемой двуглавого орла символизировало переход
власти византийских (римских) императоров к правящему дому Рюриковичей и
оправдывает постулат "Москва - третий Рим."
Две короны на орлиных головах символизируют власть Рима и
Византии. Центральная корона, расположенная выше других и большая по размеру
– власть Москвы.
30 ноября 1993 г., указом Президента
Российской Федерации, была восстановлена историческая символика Российского
государства. Отныне "Государственный герб Российской Федерации
представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на
красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны; в лапах
орла- скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий
копьем дракона". И ни слова не сказано о том, что за всадник
изображен на щите.
Такого же всадника
видим мы и в гербе Москвы: на красном щите - всадник, поражающий копьем
дракона. К чести мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, в его распоряжении "О
восстановлении исторического герба Москвы" от 23 ноября 1993 года,
когда столице был возвращен ее древний герб, сказано: "На темно-красном
щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в
серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии)
на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия". Итак, на
гербе Москвы и на гербе России - святой Георгий.
Если бы мы не просто
любили свою страну, но и уважали ее, чтили ее историю, как греки историю
Эллады, то с почтением относились бы и к своей государственной символике. А
маленьким детям своим рассказывали бы на ночь не сказки про
Емелю, который, с печи не слезая, может любую прихоть свою
удовлетворить; не про разбогатевшего в одночасье Ивана-дурака, без особых
трудов совершившего прыжок "из грязи в князи", а про святого
Георгия. Кем был этот бесстрашный человек? Что хорошего сделал людям? Почему
изображения его были на стягах многих армий? Вы знаете, дорогой мой читатель?
До недавнего времени
я имел об этом лишь поверхностные знания. И… мне стало вдруг стыдно! Стало
стыдно именно в Греции!
Не будем же Иванами,
непомнящими родства! Будем с уважением относиться к государственной символике
своей страны: флагу, гербу, гимну. Пусть дети наши будут знать свою
историю, любить свой народ, свою страну.
Флаг
Государственный флаг
в России появился на рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как
мощного государства.
Петр I. 20 января
1705 года он издал указ, согласно которому "на торговых всяких
судах" должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и
определил порядок горизонтальных полос.
Наконец,
в 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для
обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание
пришло к выводу, что "флаг бело-сине-красный имеет полное право
называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный
именоваться государственными" и определило, что для всей империи
должен "окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой
другой".
Три цвета флага,
ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал
"державность", синий - цвет Богоматери,
под покровом которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости.
Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.
После
Февральской революции Временное правительство употребляло в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Советская Россия
не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М.
Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить
боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет
государственным флагом являлся красный стяг.
Предложение
заменить "революционный" красный флаг на бело-сине-красный высказал народный депутат России Виктор
Ярошенко - еще до августовского путча 1991 года. Чрезвычайная сессия
Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 года постановила считать официальным
символом России триколор, Указом Президента РФ от
11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге
Российской Федерации,
8
декабря 2000 года Государственная Дума приняла законопроект в первом и
третьем (окончательном) чтении. 20 декабря 2000 года Совет Федерации ФС
РФ одобрил проект закона, 25 декабря 2000 года его подписал Президент РФ
Владимир Путин.
В
соответствии с законом. Государственный флаг РФ
представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих
горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного
цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.
Единственной
официальной трактовкой цветов флага остается данная
на рубеже XVIII – XIX вв.
Неофициальная трактовка, которую иногда используют, следующая:
белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет
веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу,
кровь, пролитую за Отечество. Но следует помнить, что трактовка
это неофициальная, неподтвержденная никаким государственным документом.
Гимн.
Что же такое гимн,
каким он может и должен быть? Если обратиться к истории, то первое значение
этого слова — молитва. В Древней Греции гимнами назывались песни-мольбы,
обращенные к богам. Например, "дифирамб" был первоначально гимном
богу Дионису, а "пеан" — Аполлону. И каждый из них, как правило,
заканчивался просьбой о помощи.
Спартанцы,
отправляясь на войну, приносили жертвы не богу войны, а музам. Они говорили,
что просят богов не о победах, а о певцах, способных эти победы достойно
воспеть. Тексты и мелодии этих песен записывались специальными знаками на
камнях. Некоторые из них были расшифрованы уже в наше время.
Сейчас каждая из 190
независимых стран на нашей планете имеет государственный гимн. Со словами или
без них. Многие из них — уникальные. Самый старый и самый короткий — японский
государственный гимн из четырех слов ("Процарствуйте счастливо тысячу
лет"), он написан в IX веке н.э. Самый конкретный — гимн африканского
государства Того, побуждающий "…никогда не
забывать исторический революционный призыв 30 августа 1969 года". В тексте гимна США ни разу не
упоминается название страны, а самым образцовым можно считать гимн Великобритании
"Боже, храни короля (королеву)", мелодию и первую строку которого в
разное время использовали 30 стран мира (в том числе и Российская империя).
Самый жизнерадостный
гимн принадлежит Словении: "Друзья, лоза вновь родила сладкое
вино…", а самый кровожадный — мексиканцам, которые призывают друг друга
"пропитать знамена кровью врагов". Гимн датчан подробно рассказывает
о том, как их бравый монарх XV века Кристиан I
"яростно прорубал мечом шведские шлемы и мозги". А костариканцы
вовсе обходились без гимна, который был сочинен только в конце XIX века по
просьбам иностранных дипломатов, желавших, чтобы их встречали исполнением
гимна.
Есть гимны
интернациональные — гимн ЮАР состоит из четырех куплетов, каждый из которых
исполняют на одном из четырех официальных языков страны: английском,
африкаанс, кхоса и сесото.
На двух языках исполняются гимны Бельгии, Канады, Швейцарии, Филиппин,
Камеруна. Но самый космополитичный — гимн Евросоюза
("Ода к радости" Бетховена).
Гимн Греции – гимн
Свободе.
Гимн – один из
символов государства. Любой человек, относящий себя к этому государству,
любящий, уважающий свою страну, должен знать свой гимн.
Гимн России
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
|
|
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
|
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
|
|
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
|
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
|
|
Славься, Отечество наше свободное.
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
|
О святом Георгии
Победоносце.
Святой Великомученик Георгий
родился в Малоазийской области Каппадокии от
знатных, благочестивых и богатых родителей - христиан, в царствование самого
ужасного гонителя христиан, императора Диоклитиана.
От рождения своего Георгий одарён был от Бога высокими умственными дарованиями,
телесною красотою и здоровьем. В доме своих родителей он получил прекрасное
христианское воспитание и с детства был глубоко благочестивым, добрым и
любящим мальчиком. Он был ещё ребёнком, когда отец его, по распоряжению
правительства, был замучен за веру во Христа. Мать св. Георгия, опасаясь
дольше оставаться здесь в это тяжелое для христиан время, вскоре после
кончины мужа переселилась на свою родину в Палестину.
Мальчик возрастал,
преуспевал в науках, развивался в добродетелях и был истинным утешением для
овдовевшей матери. Как юноша даровитый и особенно отличавшийся физической
крепостью, дородностью и телесною красотою, Георгий был отдан в военную
службу. Проходя военную службу с примерным усердием, высокою христианскою
честностью и исполнительностью, Георгий вскоре обратил на себя внимание и
заслужил расположение своего начальства, так что
будучи 20 лет от роду он был назначен военачальником и почтён был высокими
наградами от самого императора Диоклитиана. Занимая
высокую должность комита в царском войске, Георгий
сделался одним из приближенных к царю людей, членом царской свиты. Диоклитиан не знал, какую веру исповедует Георгий. Между
тем настало ужасное время для всех, исповедующих имя Христа.
Диоклитиан, поддавшись влиянию врагов
христианства, решил истребить христианство силою меча и ужасами казней. Повелено было повсюду разыскивать христиан и заставлять
их отрекаться от Христа и принимать язычество, а несоглашающихся
на это подвергать самым страшным истязаниям, и пыткам и казням. Началось по
всему римскому царству страшное, безчеловечное
преследование христиан, полилась христианская кровь обильными потоками.
Лишь только начались
гонения на христиан, Георгий стал готовиться к смерти: отпустил на свободу
своих рабов, имущество раздал бедным. Считая для себя неприличным
пользоваться покоем и наслаждаться земными благами в то время, когда его
собратья по вере страдают, и особенно оставаться в такое тяжкое время тайным
христианином, Георгий решил торжественно исповедать имя Христа и принять
мучения за Него.
Один раз, когда сам
император в совете своих близких сановников обсуждал дела и изыскивал меры к
истреблению христиан, Георгий с молитвенным восторгом и полною решимостью
обратился к императору с обличающей речью. При этих словах Диоклитиан не в силах был сдерживать свой гнев долее и с
раздражением приказал тут же находившимся воинам изгнать Геор-гия из собрания и заключить в темницу.
В темнице отнеслись к
Георгию с величайшею жестокостью: положили его на землю, на его ноги надели
тесные и тяжелые колодки, а на грудь навалили тяжелый камень и в таком
положении св. мученик должен был провести всю ночь. Терпя эти ужасные
мучения, св. Георгий не высказал ни одного слова жалобы или сетования, а
беспрестанно благодарил и прославлял Бога.
На другой день император
велел принести огромное колесо, под которым были доски с укрепленными в них
острыми ножами и воткнутыми большими железными гвоздями. Раздетого донага св.
мученика привязали к колесу, которое стали вращать по этим доскам. Железные
острые орудия впивались в тело св. Георгия и рвали его на части. Несмотря на
ужасные боли и страдания, св. мученик не издал ни одного крика, ни одного
стона, а только молился и славословил Бога.
Император приказал
отвести св. мученика и закопать в ров с негашеной известью. Отправляясь на
это новое мучение, св. Георгий молитвенно взывал к Богу. После молитвы
Георгий перекрестился и лег в ров, а царские слуги засыпали его негашеною
известью. Через три дня Диоклитиан, вполне
убежденный в гибели Георгия, велел откопать его кости. Но каково было
удивление посланных царя, когда они, раскопав
известь, нашли в ней целым и невредимым св. Георгия. Видя это непостижимое
чудо и слыша славословие и молитвы Георгия, посланные сами уверовали во
Христа и прославили Господа, сохраняющего Своих
избранников.
Возмущенный Диоклитиан
осудил Георгия на новое мучение. Он приказал на ноги его надеть раскалённые
железные сапоги с острыми гвоздями, вбитыми в подошвы, и гнать его в этой
обуви в темницу. Когда св. мученик терпеливо переносил и эти ужасные муки, Диоклитиан, ослеплённый гневом распорядился бить его
воловьими жилами, пока кровь его не смешается с землею.
Терпеливо и спокойно,
с молитвою на устах, переносил св. Георгий все эти бесчеловечные муки и
издевательства. Царь назначил последний торжественный при народе суд над
Георгием при храме Аполлона. В ночь накануне суда Георгий удостоился чудного
небесного видения во сне: сам Господь явился в темницу, подняв Божественною
десницею его с одра и возложив на голову его венец, сказал: "Не бойся, будь
мужественен и сподобишься царствовать со Мною; не изнемогай, вскоре Я призову тебя к Себе и ты получишь уготованное тебе".
Из этого видения св.
Георгий убедился, что скоро настанет его кончина, и благодарил Бога, что Он
не оставляет его своею помощью. На другой день его привели на суд. Диоклитиан опять начал уговаривать Георгия отречься от
Христа, принести жертву языческим богам и с почётом повёл его в храм в
сопровождении своих советников и народа, думая, что мученик склонился на его
слова и хочет в храме принести жертву. В храме лишь только Георгий произнес
молитву, как вдруг все идолы упали на землю и разбились. Жрецы при виде этого
с яростью и озлоблением бросились на Георгия и начали бить его, требуя его
смерти.
Разгневанный царь
приказал немедленно отрубить головы Георгию. На месте казни Георгий в своей
молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что
творящих, и привёл их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой
преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая 303 года.
Так доблестный воин
царя земного стал победоносным воином Царя небесного и радостно положил душу
свою за верность служения Ему, за что и получил славный венец великомученика.
Великомученика
Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли
заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь
людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия
Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя,
глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На
иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем
змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам
святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где
родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал
людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая
ящерица — неизвестно.
Суеверные
люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию
отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь
правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в
ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал
приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который
копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик
Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в
пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той
страны, которые до этого были язычниками.
Можно
предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея,
а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у
земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем
скотоводства и защитником от хищных зверей.
В
дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители
русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище,
совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой
водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в
этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить
к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель христолюбивого
воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр.
12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
Тропарь св. Георгию
Яко
пленных свободитель и нищих защититель,
немощствующих врач, царей поборниче,
победоносче великомучениче
Георгие, моли Христа Бога спастися
душам нашим.
Молитва св. Георгию
О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою
твоею помощию и Умоли
человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных раб Божиих
(имярек) и всех в граде сем и во всяком граде, в стране нашей по беззакониям нашым, но да сотворит с нами по велицей
Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у
Христа и Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и
телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая
даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго
твоего заступления да подаст Он всему боголюбивому воинству на супостаты одоление. Изрядне же оградит нас святых аггелов Своих ополчением, во еже избавитися
нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго
и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати престолу Господа славы. Услыши
ны, страстотерпче Христов
Георгие, и моли за ны
непрестанно триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием твоею же помощию и заступлением обрящем милость со аггелы и архаггелы и всеми святыми одесную правосуднаго
судии стати и Того выну славити
со Отцем и Святым Духом ныне и присно·и во веки
веков. Аминь.
Дни памяти св. Георгия
6 мая (23 апреля —
ст. стиль) — память св. Георгия
16 ноября (3 ноября —
ст. стиль) — обновление храма св. Георгия в Лидде
(IV в.)
23 ноября (10 ноября — ст. стиль) —
колесование св. Георгия (303 г.)
9 декабря (26 ноября —
ст. стиль) — освящение храма св. Георгия в Киеве (1054 г.)
|