Часть II

 

Храм Святой Софии находится в центре старого города, южнее ул. Эгнатии в сторону моря, недалеко от церкви "Ахиропиитос".

Считается, что это храм переходного типа: от купольной базилики к крестовокупольной церкви. Построен он не в честь святой мученицы Софии, а в честь Христа (как и собор Святой Софии в Константинополе, с которым имеет много общего), т.к.  на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году Господь Иисус Христос был признан как "Слово и Мудрость Бога", а в переводе с греческого: София – Мудрость.

Был построен в VII в. на фундаменте большой базилики, датируемой V в. Впоследствии к храму добавился комплекс различных служебных и административных зданий, поскольку сам храм был кафедральным собором Салоник и административным центром епархии. Драматические события в истории Греции не обошли его стороной. В 1430 году Салоники были захвачены турками. В 1524 г . храм был превращен в мечеть. В 1890 г. сильно пострадал от пожара, но в 1907 –1909 г. был восстановлен.

 

Интересно, что день освобождения Салоник 26 октября 1912 года – совпал с днем покровителя города святого Димитрия Солунского. Поэтому

26 октября для горожан стало двойным праздником. После освобождения города храм был возвращен Православной Церкви. В настоящее время является действующим. Главной святыней храма являются мощи святителя Василия Солунского.

Храм представляет из себя огромное прямоугольное здание, увенчанное широким

куполом и окруженное с трех сторон портиком. Внутри сохранились росписи и мозаики XI - XII в.

Мы проходим по широкой площади, поднимаемся по ступеням к большой улице с оживленным движением. Проходим по ней несколько сот метров, потом входим в переулок и оказываемся у другого храма. Мы стоим лицом к зданию с необычными окнами в виде арок, а храм рядом слева от нас. Гид объясняет, что – это здание семинарии. Здесь же находится резиденция епископа города Салоники.

Слева от нас монастырь святой преподобной Феодоры Солунской. Над многочисленными деревянными дверями храма расположены красочные мозаики. Слушая рассказ экскурсовода, делаю несколько фотографий.

"Преподобная Феодора происходила от благочестивых родителей - христиан, Антония и Хрисанофы, живших на острове Эгине.

Эта благочестивая чета жила в то время, когда святая Церковь была волнуема ересью иконоборческою, в царствование императора Михаила (Михаил I Рангав, император византийский, царствовал с 811 по 813 г .) . Но благочестивые супруги не были смущены учением иконоборческим, а как светильники сияли своим правоверием.

От таких-то благочестивых родителей и происходила преподобная Феодора.

По достижении совершенного возраста, Феодора вступила в брак; вскоре у нее родилась дочь. По случаю нашествия неприятелей, молодые супруги переселились в Солунь.

Когда дочь Феодоры достигла

совершенного возраста, преподобная Феодора посвятила ее на служение Богу в одном из солунских монастырей; а потом, по смерти мужа своего, и сама поселилась в том монастыре, приняв здесь сан иноческий.

Живя в монастыре, преподобная Феодора проводила строго-подвижническую жизнь.

Укрепляемая благодатью Божьею, она трудами послушания и смирения своего, постом и молитвою столь угодила Господу, что совершала чудеса не только при жизни, но и по смерти своей в 879 году. Так, когда, по преставлении преподобной, скончалась игуменья обители той и когда полагали тело ее близ гроба святой Феодоры, то совершилось великое чудо: преподобная

Феодора, как живая, подвинулась вместе с гробом своим, как бы уступая место своей начальнице и показывая свое смирение даже и по смерти. Все, видевшие это чудо, пришли в ужас и громко взывали:

- Господи помилуй!

От святых мощей преподобной Феодоры истекло благовонное миро, которым творились многие чудеса:

бесы изгонялись, слепые прозревали и многие больные получали исцеления от недугов своих во славу Христа Бога нашего".

В монастыре святой Феодоры есть и другая святыня: мощи святого преподобного Давида Столпника Солунского.

"Преподобный Давид Солунский подвизался в монастыре святых мучеников Феодора и Меркурия. Впоследствии, поселившись близ города Солуни

(Фессалоники), он устроил себе шалаш под миндальным деревом и прожил в нем 70 лет, пребывая в постоянной молитве, соблюдая строгий пост, терпя зной и стужу. Преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений, многих исцелил от болезней. Всем, приходившим к нему, святой подвижник давал душеполезные советы. Достигнув бесстрастия, он был как бы ангел во плоти, не терпя никакого

вреда, мог брать в руки горящие угли для совершения каждения. Скончался преподобный около 540 года. Память его православная Церковь совершает 9 июля. (26 июня по старому стилю)".

Особенно запомнился мне фрагмент росписи храма, где св. прп. Давид Столпник изображен сидящим на дереве.

Подвиг столпничества - особая разновидность монашеского подвига, состоящая в длительном, иногда многолетнем стоянии на «столпе», который представлял собой расположенную на возвышении крайне тесную келью, где невозможно лежать, а иногда даже сидеть. Первые столпники появились уже в IV столетии. О таком столпнике пишет Ефрем Сирин в одном из поучений к египетским монахам.

Впоследствии этот вид монашеского подвига стал достаточно распространенным. Крестоносцы, разграбившие Константинополь в 1204 г., оставили воспоминание об удививших их башнях, стоявших в разных местах Византийской столицы, на вершинах которых в маленьких помещениях пребывали монахи, никогда не спускавшиеся вниз.

Самым известным столпником V века был преподобный Симеон, о котором рассказывает в своей «Истории» блаженный Феодорит Киррский. В 423 г. он поставил столп, твердо укрепленный в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сидения. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает Феодорит, некто захотел сосчитать, по скольку поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомясь, не продолжил счета, а Симеон все клал и клал поклоны.

Подвигу Симеона подражали в V веке преподобный Даниил Столпник, в VI в. — прпп. Иоанн и Симеон Дивногорец, в VII в. — Алипий, простоявший на столпе 66 лет, в VIII в. — Феодосий Эдесский, в Х в. — преподобный Лука Столпник новый, 45 лет пребывший на столпе.

Среди русских святых известны несколько подвижников, прославившихся этим же подвигом. В XII в. на столпе стоял преподобный Никита Переяславский, в XV в. — преподобный Савва Вишерский.

Молитвы святой преподобной Феодоре

Тропарь, глас 8

В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней;/ темже и со ангелы срадуется,// преподобная Феодоре, дух твой.

Кондак, глас 2

За любовь Господню, преподобная,/ покоя желания возненавидела еси,/ пощением дух твой просветивши:/ крепко бо звери победила еси;// ног молитвами твоими противных шатание разори.

 

Молитва

О, преславная мати Феодоро, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще пречистому образу твоему и тя, яко живу сущу, зряще, припадающе молимся тебе: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко

дерзновение к Нему имущая; испроси притекающим к тебе и всем православным Христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша, тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы нужды наши духовныя и житейския, призри на ня

матерним оком, и твоими молитвами отврати от нас колебание всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да всем, и словесы и писании и делами, славится среди нас Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава, во веки веков. Аминь.

Молитвы святому преподобному Давиду

Тропарь, глас 8

В тебе отче известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней;/ темже и со ангелы срадуется,// преподобне Давиде, дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко,/ пробол еси бесовская ополчения Давиде / отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Молитва

Преподобие отче Давиде! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе

на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси пред стательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста

воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненныя и милостями облагодетельствованныя, исповедуют тя быти

своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех

наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии

скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Святый преподобный отче Давиде, святая преподобная мати Феодоро, молите Бога о нас!

Мы выходим из монастыря. Женщина-экскурсовод, убедившись, что мы все быстро собрались вокруг нее, удивляется: "Какая дисциплинированная у вас группа! Обычно приходится ждать, пока люди соберутся. Сейчас мы пройдем к храму святителя Григория Паламы, где хранятся его святые мощи…"

Экскурсовод снова направляется на оживленную улицу. Я поворачиваюсь и делаю еще несколько снимков. Догоняю группу. Гид, путаясь в русских словах, пытается рассказать нам в дороге о святителе Григории. Женщины из нашей группы помогают экскурсоводу, деликатно, но часто поправляя сотрудницу турфирмы или добавляя что-то в рассказ. Видно, что женщина-гречанка не обижается, а наоборот с благодарностью выслушивает поправки и старается запомнить их.

 

 

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунcкий, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием.

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля) начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

Храм святителя Григория Паламы. Построен в XVI веке.

После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии.

Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч.покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами.

Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника. В субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал Богослужение и произносил проповеди. Иногда святой Григорий посещал богословские собрания городской образованной молодежи. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет.

В 1331 году святой удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов Православия.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам

Витражи интересно перекрывают иконы

Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)...

Святой Григорий изложил свои доводы в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама—так называемый «Святогорский томос».

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя

Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными.

Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341–1347). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов

виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Но несмотря на это Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

За три года до кончины он вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Тропарь, глас 8

Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю,/ монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый,/ Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало,/ проповедниче благодати,// молися выну спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Ныне время делательное явися,/ при дверех суд,/ востанем убо постящеся,/ принесем слезы умиления, милостынями, зовуще:/ согрешихом паче песка морскаго,/ но ослаби, Содетелю всех,// яко да приимем нетленныя венцы.

Молитва святителю Григорию Паламе

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и

болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь".

Выходим из храма святителя Григория. Только что мы прикладывались к его святым мощам. Ярко светит южное греческое солнце. Воздух прозрачен и чист, словно находимся мы не в центре многомиллионного города. Вокруг храма много небольших клумб с цветами и причудливо постриженной туей. Недалеко от храма широкие улицы, но почему-то почти не слышно звука проезжающих машин.

Чисто… светло… тихо… И вдруг посреди этой тишины мы слышим рев – невероятно противный резкий мужской голос многократно усиленный мегафоном через каждые десять секунд произносит какую-то короткую фразу.

Этот неприятный звук перемещается, приближаясь к нам. Вскоре мы видим, что является источником этого рева. По улице очень медленно проезжает обшарпанная покореженная машина, удивительно похожая на грузовой "Москвич", на крыше которой установлены громкоговорители. Звук, который они производят, близок к болевому порогу. "Кто это?!" – удивленно спрашиваем мы экскурсовода, - "Что они кричат?" "Это цыгане", - вздохнув, отвечает гид, - "Они кричат, что забирают старые вещи. Если кому-то не нужны старые вещи, (одежда, обувь), человек может выбросить их прямо из окна в кузов этой нелепой машины". Да!... Не окажутся ли эти вещи потом в России в каком-нибудь "секен хенде"?

Обращаю внимание на то, что на улицах очень много бездомных собак. Большущие дворняги, собравшись в небольшие стаи, ведут себя очень миролюбиво, ходят медленно, не бегают, не лают, иногда останавливаются у группы туристов и молча смотрят людям в глаза. Но это не знакомые всем нам "нищие попрошайки", которые с нетерпением и надеждой, начинают облизываться и поскуливать, перебирая ногами, когда видят, что им собираются предложить какую-то еду. Кажется, что здоровенным греческим псам безразлично, дадут им что-нибудь поесть или нет. Свои умные морды они держат высоко, с достоинством. В глазах их нет страха, не видно мучающего голода, но есть благородное уважение. Они словно говорят: "Видите, как я вас уважаю, а значит - я уважаемый пес. Хотите, вместе перекусим чего-нибудь?"

Интересно, что русская поговорка: "Злой, как собака" совершенно непонятна греку. Он сразу спросит: "Как собака может быть злой? Собака же всегда добрая!"

Нам нечего дать собакам, но некоторые женщины из нашей группы решили их погладить. И теперь небольшая стая спокойно, с достоинством ходит с нами по городу. Когда мы останавливаемся у какой-нибудь достопримечательности, собаки ложатся отдохнуть, образуя вокруг нас полукольцо.

Но вот, нам предстоит небольшой переезд на автобусе к храму святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Посещением этого храма должна будет закончится экскурсия по Салоникам. Садимся в автобус, собаки провожают нас удивленным взглядом.

Мы проезжаем мимо достопримечательности, ставшей символом города – Белой Башни. Ее возвели в XV веке турки для защиты от набегов с моря, но использовали и как тюрьму... Потому и называют ее часто памятник времен турецкого ига. На ее месте когда-то существовали башни византийского времени. Сначала Белая Башня использовалась как казарма для

гарнизона янычар, а позже и в качестве места заключения осужденных на смертную казнь. Сейчас здесь находится музей с неплохой византийской коллекцией. Один из самых замечательных экспонатов музея – икона Богородицы с Младенцем ( XII в.), Кипрской школы иконописи.

Успеваю сфотографировать из окна автобуса

статую всадника на набережной.

"Это памятник Александру Македонскому", - поясняет гид, - "Родился он в конце июля 356 г . до Р.Х. недалеко отсюда, в столице Македонии Пелле. Сын поклонника греческой культуры, Александр помимо военного дела и верховой езды изучал музыку, математику и греческую литературу. Восхищение великими творениями эллинов у молодого македонца

было столь велико, что он даже в походах возил с собой "Илиаду" Гомера и клал её ночью у изголовья рядом с мечом. Этику, философию, и науку о государстве преподавал Александру сам Аристотель". Этот великий греческий философ родился в 384 году до н.э. в Стагире в Македонии (отсюда - прозвище Аристотеля «стагирит»), в семье лекарей, служивших при дворе македонских царей. В 367 году (в 17 лет) отправился в Афины и вступил

в Академию Платона. Являлся ее участником в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона в 347 году. В 343 году, по желанию Филиппа II Македонского, Аристотель стал воспитателем его сына Александра (Александра Македонского) и оставался воспитателем до 340 года. В 335 году вернулся в Афины и основал Ликей, от названия которого берет начало слово «лицей»; его иногда называли перипатетической, т.к. обучение проходило во время прогулок под крытой галереей (peripatos). Умер Аристотель в 322 году до н.э. на Эвбее.

В Салониках установлена статуя великому философу. Во многих больших городах есть поверья, связанные с памятниками и статуями. Достаточно вспомнить о чижике в Санкт-Петербурге, к которому обязательно ведут все экскурсии. Есть такой памятник и в Салониках. Многие греки считают: стоит подержаться за большой палец левой ноги Аристотеля, и желаемое обязательно исполниться. Особенно часто к памятнику приходят студенты перед экзаменом. Поэтому

большой палец левой ноги у статуи философа блестит, словно отполированный. Чтобы сказал великий естествоиспытатель, основатель естествознания - Аристотель, знай он об этой примете, придуманной своими далекими потомками, ведь он в свое время так жестко обличал всякого рода суеверия, что был обвинен согражданами в атеизме.

Нехватка времени не позволила нам остановиться у памятника Аристотелю. Но, члены нашей группы, возможно, были сегодня единственными туристами в Салониках, которые, даже при отсутствии спешки, не воспользовались бы шансом, предоставляемым статуей философа.

А наш гид снова возвращается к рассказу об  Александре Македонском, о его великих победах. Экскурсовода перебивает, наш водитель Володя. Он остановил автобус во втором ряду движения и просит нас поскорее выйти, т.к. все места для парковки оказываются занятыми. Мы выходим из автобуса и по зеленой аллее направляемся к храму святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой.

Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп .

А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки,

особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен

учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин

мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к

проповеди. Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их. Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 963 году.

После завершения перевода святые братья отправились Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 967 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин

и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет.

Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и

Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

Указом Св. Синода ( 1885 г .) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

Совершенно неожиданно звучат слова гида: "Наша экскурсия по городу закончена. Здесь мы с вами расстаемся. Проходите в автобус, вас отвезут в Каликратию. До свидания! Всего вам доброго!

Благодарим экскурсовода за интересный рассказ. Отмечаем про себя, что Петр Николаевич, конечно же, провел бы эту экскурсию лучше. Но…

Садимся в автобус, и вот, за окном уже мелькают пригородные кварталы.

Мы прощаемся с Салониками – столицей Македонии и вторым по величине городом Греции, городом трех цивилизаций - Античной, Римской, Византийской; городом, который называют перекрестком континентов. Городом, носящим имя жены стратега Кассандра сестры Александра Македонского, первой дочери царя Филиппа II, который и придумал ей такое имя. (Одержав победу над Фессалией, и вскоре узнав о рождении дочери, царь воскликнул: "Имя ей будет Фессалоника!" {Ника – победа}). Городом, который стал "Золотыми воротами" христианства, благодаря проповеди апостола Павла и построению здесь первой христианской церкви. Городом многочисленных христианских святынь, местом подвигов большого числа святых православной Церкви.

Снова открываю географическую карту, нахожу на ней городок Новая Каликратия, расположенный на другом берегу Термического залива Эгейского моря. Становится понятно, что мы едем уже по полуострову Халкидики, имеющему три большие выступа – "пальца", на одном из которых находится монашеская страна Афон. По программе поездки послезавтра мы проплывем вокруг Афона на корабле, а завтра… Завтра тоже предстоит большая программа, но читать названия монастырей и других святынь, которые предстоит посетить, мне сейчас не хочется. Слишком много впечатлений. Уляжется ли все в голове за ночь?

Въезжаем в Каликратию. Это небольшой город, всего несколько улиц, каждая из которых выходит к морю. Замечаем в центре городка большой строящийся храм. Проехав по зеленым улочкам не больше километра, автобус останавливается. "Вот ваш отель", - поясняет Володя. Все вещи следует забрать с собой. Пожалуйста, ничего не забывайте. Отдыхайте. Теперь у вас свободное время. Тут все рядом, не заблудитесь".

Оказывается, что наш отель всего в 200-х метрах от набережной. Кругом пальмы, эвкалипты, очень много цветов… В отеле нас принимают вежливо, с улыбкой. Мы уже опытные в общении на греческом. Теперь можем сказать не только "Ясас!", "Паракало!" и "Эвхаристо". Нас понимают, улыбаются, отвечают. Но вот понять, что нам говорят, удается только по жестам, сопровождающим ответы. Ничего! Еще несколько дней, и мы уже сможем общаться на этом красивом языке.

 

 

 

 

Размещаемся в номерах отеля. Все чисто, аккуратно, ни пылинки! Может ни грязи, ни пыли в Греции просто нет?

До ужина минут 40. Идем гулять по городу. Сначала направляемся к строящемуся храму. Внутрь войти нельзя, еще не завершили кладку вверху. Сразу отмечаем, что цветов на улицах гораздо больше чем в других городах, которые мы посещали.

После ужина уже никуда не выходим. Устали.

Интересно, приедет ли завтра к нам Петр Николаевич, или снова фирма предоставит для нашей группы другого экскурсовода?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz