Часть I

 

С раннего утра за окном слышен рокот тракторных моторов. Бульдозеры разравнивают песок на пляже, скоро курортный сезон.

Всю ночь сегодня за стенами отеля слышались голоса, хлопали двери, в коридоре звучала русская речь. Много раз стучали по ошибке в дверь номера. Видимо, русские туристы – самые неспокойные. Что ж, они приехали отдыхать. Кажется, что сегодня весь отель "Палас" заселен русскими.

Ротонда Интересно, что это древнее строение, более тысячелетия быв­шее православным хра­мом не стали восстанав­ливать. Когда-то оно было осквер­нено завоевате­лями му­сульманами и до сих пор хранит следы этого осквер­нения, на ста­ринных фре­сках и сейчас проступают каракули ван­далов, а ря­дом с ротондой стоит минарет.

Спускаемся в зал ресторана. Завтрак – шведский стол, самообслуживание. Каждый берет поднос, и, продвигаясь вдоль стойки с яствами, набирает себе в тарелки все, что пожелает. Выбор довольно богатый: мясо в бульоне, мясо жареное, тушеное (на выбор: говядина, свинина, баранина), колбаса жареная, колбасы копченые и вареные разных сортов нарезаны тонкими кружочками, рядом пластинки сыра, куриные окорочка-гриль, рыба жареная, картошка вареная, картофель-фри, цветная капуста, фасоль, греческий салат с неизменным куском брынзы сверху, салат с кальмарами, салат из горных трав, три вида соусов, сметана, творог, молоко, минеральные воды, пирожные. Изобилие яств!  И все уже включено в стоимость тура. Правда, чай и кофе за дополнительную плату.

Понятно, что лишь малой части предлагаемых здесь блюд достаточно, чтобы не только позавтракать, но и довольно плотно пообедать… Понятно? Только не русским туристам. Они кладут в свои тарелки все, что предлагается на "шведском" греческом столе.

Наша группа сидит в дальнем уголке ресторана, как раз там, где на сене висит икона. В ресторане стоит такой гвалт, что разговаривать невозможно, своему соседу по столу пришлось бы кричать в ухо. Володя встает и медленно, беззвучно открывает и закрывает рот. По губам понимаем, что произнесено пожелание "Ангела за трапезой!" Отвечаем дружно громко: "Незримо предстоит!", но ответ наш тонет в гомоне русских голосов: "Взять надо всего и побольше! Оплачено! А винá дадите?" Боже мой! Ведь это только завтрак!

Мудрые греки, показывая ротонду своим де­тям, говорят им: "Смотрите внимательно! Запомните, мы очень долго были под властью наших врагов. Как дорого далась нам свобода! Цените ее! Храните веру православную! Дорожите ей больше жизни, это глав­ное наше сокровище!

Одним из самых древних сохранившихся храмов, построенных для Пантеона (или мавзолея) Галерия в годы Римской тетрархии является Ротонда, расположенная севернее улицы Эгнатии. Ротонда, Камара и развалины римских дворцов, стоявших когда-то на месте сегодняшней площади Наварино, составляют единый архитектурный ансамбль.

Круглое здание Ротонды с ее стенами толщиной 6.3 метра и кирпичным куполом диаметром 24.5 м. был, вероятно, языческим храмом.

После небольшой перестройки в годы царствования Феодосия Великого (379-395 гг.) Ротонда превратилась в христианскую церковь. Один из восточных конхов увеличили для того, чтобы использовать его как алтарь. Таким образом, к круглому зданию прибавился неф шириной 8 метров. Внутри Ротонда отделана мрамором и украшена мозаикой.

Во времена турецкого владычества рядом располагалась мечеть. Минарет, находящийся в нескольких метрах от ротонды решено было не разрушать, а оставить, как застывшую в камне страшную для Греции страницу истории.

Нам хочется поскорее уйти отсюда. Похоже, мы единственные, кто, выходя, благодарит поваров за стойкой и администратора у входа: "Эвхаристо!". В ответ, как всегда, без малейшей паузы: "Паракало!", вскинутая вверх рука и открытая, по детски радостная, улыбка.

Идем собирать вещи, через полчаса нас просили собраться на улице у входа в отель. До Салоников мы поедем с группой русских туристов; в одном из больших туристических автобусов на 50 человек для нас нашлось 12 свободных мест.

Через несколько минут вновь спускаемся в вестибюль гостиницы, сдаем ключи. Работники отеля запомнили нашу группу, наверное, только

В ротонде сохранились старинные росписи стен.

мы здесь произносим "Эвхаристó!". Дежурная, заметив нас, улыбается. "Эвхаристó!" "Паракалó!" Мы не даем чаевых, но отношение к нам у работников и хозяев отеля лучше, чем к другим.

"Давайте перейдем на другую сторону дороги, чтобы не мешать посадке в автобусы", - предлагает нам Володя, - "Сейчас ко входу в отель будут подъезжать автобусы. Сначала разместятся группы туристов, а потом и мы на свободных местах".

Алтарь

К отелю подъезжает сразу несколько автобусов. Собравшиеся у входа туристы берут их штурмом. Вспоминаю советские времена, когда так в утренние часы атаковали задержавшийся где-то рейсовый автобус. Странно смотреть на это, ведь они знают, что места достанутся всем. Или это сила привычки? Десятки голосов перекрывает крик: "А сумка-то где?" "В отеле забыл! Мать…. …. ….!"

Мы стоим лицом к отелю. За ним в дымке облаков гора Олимп. Метрах в трехстах за нашими спинами животноводческие фермы, а еще дальше оросительные каналы. Оттуда доносятся трели квакающих лягушек. Время от времени отмахиваемся от

В храме святого Георгия (рядом с ротондой)

пищащих комаров. Начало мая, сейчас их и в Российской тайге нет. А стóит пройти несколько шагов по направлению к фермам, и можно ощутить знакомый каждому сельскому жителю запах. Закрой глаза, чтобы не видеть моря и гор, и сразу ощутишь себя в Российской глубинке.

"Мать … … …! А сумки-то и в номере нет! Ах, … … …, да я же ее вчера из багажника не вынимал. Вон она стоит!"

Первый автобус отправляется без нас, второй тоже. Мы подходим к третьему, последнему автобусу. Неужели и в это

В храме святого Георгия 

нас не посадят? Володя что-то говорит женщине-гиду этой группы туристов. "Минутку!", - отвечает она, берет микрофон и делает объявление: "Внимание! До города Салоники с нами поедет группа русских паломников. Их всего 12 человек, а потому прошу тех, кто сидит один, убрать свои вещи с сидения рядом…" Договорить гиду не дают. Автобус просто негодует: "Зачем нам паломники?"  "И так тесно!" "Душно, а теперь автобус будет под завязку".

Мы поднимаемся по ступенькам в салон под прицелом недружелюбных взглядов своих соотечественников. Смотрят

В храме святого Георгия

они на нас, как на инопланетян, прилетевших завоевывать Землю. Мне достается место рядом с тем самым мужчиной, который возмущался потерей сумки. Он смотрит на меня, как на инвалида, во взгляде его можно прочитать: "Надо же? Здоровый мужик, а вот, помешался на религии. Темнота!".

- А в Бога давно верите? – спрашивает меня мой новый попутчик.

- Давно, - отвечаю я.

- А образование-то у Вас, хоть среднее, есть?

- Образование высшее, Бауманский институт.

В храме святого Георгия

Собеседник замолкает, он удивлен и, кажется, не собирается больше задавать никаких вопросов. Автобус трогается. Все, кроме женщины-гида и нашего гида Володи расселись по местам. Руководители же стоят в передней части салона и о чем-то разговаривают. Наконец и они садятся на первые места. Женщина берет микрофон и говорит: "Внимание! В группе паломников есть

В храме святого Георгия

церковнослужитель, очень интересный человек и удивительный рассказчик Сергей Георгиевич Седов. Давайте попросим его рассказать нам о чем-нибудь церковном, божественном". Для меня такое объявление – полная неожиданность. Володя не предупреждал меня о том, что будет такая просьба. Да, во время долгих переездов в нашем микроавтобусе я несколько раз брал микрофон по просьбе Петра Николаевича и рассказывал паломникам нашей небольшой группы житие и чудеса праведного Иоанна Русского. Но говорить "о церковном, божественном" в этом большом

В храме святого Георгия

автобусе мне не хочется. Встречаюсь взглядом с Галиной Акимовной, 80-летней паломницей из нашей группы, женщина, глядя на меня, отрицательно качает головой. Этот жест означает: "Не надо, не рассказывайте ничего!" В ее строгих глазах горечь и осуждение. Быть может, она вспомнила евангельскую притчу о сеятеле или слова "не мечите бисер перед свиньями". Но

В храме святого Георгия

рядом сидят люди, россияне, они вовсе не свиньи, просто десятилетия советской власти произвели и в душах их революционный переворот. Ведь большинство из них крещены в православной Церкви, крестят своих детей и внуков, большинство из них наверняка приходит в Великую субботу освящать яйца, куличи и пасхи,

В храме святого Георгия

а то, что веры своей они не знают, во многом не их вина. Представление о Церкви, о Боге в их головах раньше формировалось под действием атеистической пропаганды, а сейчас строится в основном средствами массовой информации. Беда!

Я встаю с места и медленно продвигаюсь вперед. "Глас вопиющего в пустыне", - слышу за

В храме святого Георгия

спиной голос Галины Акимовны. "Что же рассказать этим людям? Расскажу им о крещении", - решаю я, - "О первых христианах, об их мужестве. О святых, мощи которых хранятся на земле святой Эллады. О том кто такие крестные и каковы их обязанности. Об устройстве православного храма и правилах поведения в нем верующих, О службе…"  Ну и пусть слово мое, как семя сеятеля, скорее

В храме святого Георгия

всего, упадет при дороге или в каменистую почву, или в терние. А может быть, где-то все же прорастет, укоренится?

Я беру микрофон, по привычке говорю очень просто, как на катехизаторской беседе в храме, когда вижу, что родители и крестные пришедшие крестить ребенка такой беседы не ждали. Через несколько минут замечаю, что шум голосов сзади стих. Поворачиваюсь… Люди смотрят на меня внимательно. "Говорите, мы слушаем!" Нет, не уничтожила атеистическая пропаганда искры Божией в сердцах людей, теплится она в душе русского человека. Подует на нее живительный чистый поток и у

В храме святого Георгия

многих разгорается, словно тлеющий уголек от кислорода, оживает умиравшая душа. Мне становится радостно. Говорю до самых Салоников.

Мы снова в городе Фессалоники. Здесь наши пути с русскими туристами расходятся. "Спасибо Вам!" – благодарят меня за рассказ некоторые из них, - "Ведь мы ничего этого не знали". "А мы вообще считали, что знания эти какие-то

В храме святого Георгия

секретные. Неужели, об этом можно где-то почитать?" – спрашивают другие, - "Вот я слышала, что Серафим Саровский во время медитации левитировал, это правда?" Что творится в головах людей?!

Наша небольшая группа покидает автобус, остановившийся в центре города. Здесь нас встречает женщина экскурсовод греческой

В храме святого Георгия

туристической фирмы. Мы узнаем, что нам предстоит пешеходная экскурсия по городу. Но ведь у нас у всех большие сумки… И вдруг, мы замечаем в 50-ти метрах наш микроавтобус. Водитель Володя стоит рядом и приветливо машет нам рукой. "Ура-а!", - кричат женщины, - "Наш автобус нашелся!". Подходим к автобусу, здороваемся с Володей, как с родным. Вещи

В храме святого Георгия

укладываем в багажное отделение. Теперь мы готовы к пешеходной экскурсии.

Мы идем по улице города, впереди женщина-экскурсовод. Она высокая, полная, волосы у нее черные распущенные, нос орлиный. По-русски она говорит со странным акцентом, порой, с трудом подбирая слова. Кто она по национальности? Гречанка? Значит – это греческий акцент?

В храме святого Георгия

Экскурсовод часто разводит руки в стороны и смешно машет ими, призывая нас не отставать от нее. Мы стараемся не отставать. Наверное, со стороны наш новый экскурсовод напоминает заботливую курицу-клушу, а мы – группу цыплят, постоянно отстающих, (чтобы что-нибудь сфотографировать), и догоняющих маму.

День сегодня теплый, солнечный, но совсем не жаркий, температура около 19 градусов. Разнообразие растений на улицах нас уже не удивляет. Мы привыкли к обилию зелени в греческих городах. Но все же отличия в видах растений, по

В храме святого Георгия 

сравнению с южной Грецией, заметны.

Считается, что со времён Гомера природа северной Греции почти не изменилась. Когда-то, возможно за 1000 лет до рождения Христа, Греция была покрыта непроходимыми лесами, по руслам ее рек текли звонкие светлые воды. К этому времени относится первое упоминание о Македонии - крае высоких гор и заснеженных вершин.

Македония это - колыбель эллинизма. Ее географическое положение всегда играло важную роль в политической и

В храме святого Георгия

экономической жизни страны. Македонию называют главными воротами на Балканы, в Европу и на Ближний Восток, это стратегический, торговый и культурный перекресток, где встречаются народы и культуры Европы и Востока.

Северная Греция богата на исторические события. Именно отсюда с проповедью христианства отправились Кирилл и Мефодий. В этой части Эллады родился Аристотель, сюда много позднее был сослан Цицерон. К жителям Фессалоников в своих двух посланиях обращался апостол Павел. Кстати, именно апостол Павел называл этот город в 50

В храме святого Георгия

году от Р. Х. «золотыми воротами христианства в Европу». (Солунь- древне-

русское название Салоников). Во времена Дмитрия Донского на воротах московского кремля было изображение его покровителя - святого Димитрия Солунского, русские сражались под хоругвями с его изображением в Куликовской битве, да и по сей день в России стоят церкви построенные в честь этого святого.

Храм святого Георгия

Храм святого Георгия

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Город Салоники недавно отпраздновал свое 2300-летие. Более двух тысячелетий истории, полной великих событий и трагедий.

В течении 23 веков этот красивый прибрежный город-порт, построенный амфитеатром на берегу залива Термаикос в Эгейском море играет большую роль в истории Греции и всего Балканского полуострова. Салоники является подлинным Метрополем эллинизма: в прошлом, настоящем и будущем.

Основателем Салоник был царь Македонии Кассандр. В его новом городе, которому было дано имя

Храм великомученика и целителя Пантелеимона

сестры Александра Великого (Македонского), объединились 26 маленьких поселений, расположенных вокруг залива с центром Терми. Об этом, описывая поход Ксеркса против Эллады, упоминал еще Геродот в V веке до Р.Х.

Археологические раскопки в центре сегодняшних Салоник выявили обломки храма, доказывающие принадлежность города к ионической культуре всей Древней Эллады, материковой и островной.

Храм великомученика и целителя Пантелеимона

Сведения о Салониках указаны в трудах историка и географа Страбона, жившего в I веке до Р.Х. В частности, упоминаются они в его книге "Географика", на ее страницах Страбон называет город Метрополем - столицей Македонии.

По результатам раскопок историки утверждают, что местность эта была заселена 5000 лет тому назад (3000 лет до Р.Х.). В итоге археологических изысканий в восточном районе города - Тумба (доисторический курган) - были найдены доказательства доказательства жизни города еще в медный период, т.е. 3000 - 1600 лет до Р.Х.

Есть свидетельства заселения этого района и в эпоху железного века (1000 лет до Р.Х.)

В храме великомученика и целителя Пантелеимона

В VII веке до Р.Х. в этих местах появляются города-колонии, образованные греками, пришедшими из Халкиды, Эретрии, Коринфа и Афин. Появление македонцев относится к 2000 г. до Р.Х.. По старому эллинскому преданию они возвели в Древней Македонии царскую династию Аргеадов и Тиенидов. Вообще же македонцы - это часть дорийских племен, не ушедших на юг Балканского п-ова во время Великого переселения народов. Говорили они на дорийском диалекте, верили в эллинских богов и носили эллинские имена.

С V века до Р.Х., во времена правления царя Аминта, начинается период интенсивного развития северных греческих городов. Особый расцвет переживает Македония во времена правления Филиппа II (359-336 гг. до Р.Х.). Македонцы фактически

В храме великомученика и целителя Пантелеимона

доминировали в пределах материковой Эллады, что привело к образованию принципиально новой для Древней Греции политической системы - "государства городов" вместо бывшей "город - государство".

После восхождения на престол Александр Великий продолжил интеграционную политику. В 334 году до Р.Х., он, царь Македонии и неоспоримый вождь Эллады, совершил великий поход в Азию для окончательного устранения постоянной угрозы с Востока, со стороны персов и их союзников. Своим заместителем он назначил почтенного полководца Антипатра (397-319 гг. до Р.Х.), который временно властвовал в Македонии и южной Греции.

После смерти Алексадра Великого 10 июня 323 года до Р.Х. в

Источник великомученика и целителя Пантелеимона

Вавилоне начались знаменитые "войны наследников" престола беспредельной эллинистической империи. В результате жестокой борьбы царем Македонии стал старший сын полководцы Антипатра - Кассандр. Начало его царствования ознаменовалось основанием в 315 году до Р.Х. основанием нового города, который он назвал именем своей жены и сестры Александра Великого - Фессалоники.

Салоники стремительно развивались, и вскоре город уже был обнесен крепостными стенами. Царь Македонии Антигон, вступая на престол через 30 лет, оценил обороноспособность его укреплений, что было особенно важно для защиты от нападений царя Эпирского. Позднее, в 279 г. до Р.Х., здесь же было отражено вторжение кельтов, однако в этом жестоком сражении погиб царь Македонии Птолемей Керавнос (281-279 гг. до Р.Х.). С тех пор Салоники, портово-торговый город, стал военным оплотом Македонии, надежно укрепленным со стороны суши и моря.

Эта триумфальная арка расположена перпендикулярно к нынешней улице Эгнатии и представляет собой одну из сторон (а именно - западную) пассажа, ведущего к Ротонде и дворцам. Воздвигнута она в начале IV века н.э. в честь кесаря Галерия, когда он триумфально въехал в Салоники после победоносного похода против персов.

Камара украшена барельефами, изображающими сцены битв римских легионеров. 

Во времена Римской империи, начиная со 148 г. до Р.Х., Македония полностью вошла в ее состав в качестве одной из провинций. Столицей последней стали Салоники. В этот период многие памятники и произведения искусства были вывезены в Рим с целью демонстрации их на торжествах победы.

Храм Преображения Господня. (В греческие храмы женщины свободно заходят в брюках и с непокрытой головой).

Во время владычества римлян Салоники характеризуются как "митерпасис тис Македонияс" ("мать всея Македонии"). Город расцветает, развиваются торговля, ремесла, литература и искусство. В Салониках сохраняется традиционно-греческий уклад жизни, что доказывается сохранившимися надписями на гробницах и монетах той эпохи.

В 58 году до Р.Х. столица Македонии принимает у себя римского оратора Цицерона, который оставил много рассказов о городе и его жителях.

Во время гражданской войны римлян (49-31 гг. до Р.Х.), когда север Балканского полуострова стал местом военных действий сторонников кесаря против демократов, Салоники поддержали Антония и Октавиана; победителей горожане почтили строительством триумфальной аркой Аксия, через

Старая базилика

которую римские легионы вошли в Салоники после победы у Филипп (42 г. до Р.Х.).

Вскоре после этого Салоники получили статус "свободного города" (Liberam Civitatem) что дало им ряд льгот, в том числе и право на самоуправление. В духе традиций Древней Эллады в те годы были блестяще отпразднованы праздники "Олимпия" и "Пифеи". В городе, создавая неповторимые шедевры искусства и словесности, творили знаменитые скульпторы, архитекторы, ученые-философы. совершенствуют письменность и искусство. Период процветания продолжался вплоть до I века Р.Х.

По легенде, в 50 году Р.Х. в качестве проповедника новой религии в Салоники приходит апостол Павел. Он выбирает город центром христианской церкви на Балканах. "Фессалоникийцам" - так называется послание апостола Павла к Салоникам, которые он определяет как "Золотые ворота" христианства в Европу.

Колокол у входа в катакомбы – пещеру апостола Павла. Здесь он совершал таинство крещения.

Наивысшего расцвета город достигает в начале IV в., в период правления на Балканах Галерия, избравшего Салоники своей резиденцией. Галерий был зятем императора Диоклетиана и членом "Римской тетрархии", что давало ему практически неограниченные возможности и полномочия.

В этот период в Салониках воздвигаются римские дворцовые ансамбли, колоссальные сооружения и общественные здания. Некоторые из которых уцелели и до сегодняшних дней: Ротонда, Триумфальная арка Гарелия, Древняя Агора.

Вход в пещеру

С тех времен в городе сохранились и многие улицы. Среди них улица Эгнатия, которая начинается от Золотых ворот (ныне площадь Демократияс) и заканчивается у ворот Каламарья (пл. Синдривани); улицы Агиу Димитриу и Венизелу, соединявшие Верхний город (Ано поли) с портом, где базировалась военная охрана.

К началу IV века относится мученическая смерть офицера римской армии, ставшего святым покровителем Салоник, Димитрия, и его друга Нестора.

Когда после эпохи правления Диоклетиана и Максимилиана Римская

В пещере

империя начала распадаться, город был захвачен Константином Великим в его войне против собственного зятя Ликинния (313 г.). В 324 году на месте старого порта Салоник был построен новый, где одновременно могли размещаться 200 галер и 2000 торговых судов (по свидетельству греческого историка Зосима). Победив в войне, Константин Великий, как единоличный властитель и христианин, заложил новую столицу империи - Константинополь или Новый Рим. Салоники, тем не менее, сохранили за собой статус второй столицы нового политического образования, став наряду с Константинополем одним из центров развития Византийской империи на протяжении более тысячи лет.

В храме над пещерой

Вокруг Салоник были построены новые крепостные стены для отражения нашествий варваров. Активные строительные работы проводились при императоре Паравати (361-363 гг.), и - в еще большем масштабе - при Феодосии Великом (379-395 гг.). В эпоху Феодосия, в 390 году произошло трагическое событие - массовое убийство (резня) 7000 жителей Салоник на ипподроме города. Это произошло после того, как они восстали против войска Феодосия и его наместника Вутериха.

В последующие годы Салоники выдержали ряд нападений славянских племен из района Карпат: так, в 580 г. они выдержали нашествие аваров, драгувитов, сагутатов, велегизитов, вайонитов и верзитов. Постоянная

В храме над пещерой

угроза со стороны варваров была снята после победы императора Юстиниана II Ринотомита над славянами. В храме Св. Димитрия есть фреска, изображающая его триумфальный вход в Салоники. Победа византийских войск принесла городу долгожданную и длительную передышку.

В эпоху императора Михаила III (842-867 гг.) Салоники становятся центром философской и духовной мысли Византии. Отсюда, для осуществления апостольского и просветительского предназначения, начинают свой исторический путь два богослова - Кирилл и Мефодий. Им было суждено привнести огромный вклад в религиозное, культурное и

В храме над пещерой

политическое развитие народов Болгарии, Сирии, Моравии и Хазарии.

В 904 году Салоники после длительной мирной передышки подвергаются страшному нападению сарацинских арабов - пиратов, которые, несмотря на сильное сопротивление жителей, вошли в город, грабя и убивая всех подряд. Но город пережил и эту трагедию. Салоники восстановились, как Феникс из пепла, и потом, на протяжении более ста лет, они успешно отражали все нападения ставших постоянными противниками Византии болгар.

Последние были наголову разбиты императором Василием II Македонским (976-1025 гг.) в 1014 году. Македония и Салоники снова

В храме над пещерой

обрели мир и покой, в их развитии начался новый период подъема. В эти годы в Салониках впервые начинают праздновать Дни Святого Димитрия - покровителя города. Они отмечались в октябре - месяце; при этом организовывались не только религиозно-культурные мероприятия, но и торговые ярмарки, куда съезжались купцы из соседних стран: Италии, Испании, Египта и Эвксино Понто - побережья Черного моря.

После смерти императора Василия II начался распад Византийской империи. Первым актом этой драмы стал захват Салоник нормандцами в 1185 году. Нападавшая сторона при этом располагала двухтысячным войском и 200 кораблями, осадившими с суши и моря, по существу,

В храме над пещерой

незащищенный город. Через несколько лет, в 1204 году, начинается уже откровенный развал Византийской империи, столица которой была пока что на время оккупирована католиками-крестоносцами из западноевропейских стран. Вообще-то участники четвертого крестового похода направлялись на Восток для освобождения от "неверных гроба Господня" - да видно дорога туда показалась им слишком далекой... В итоге культурный, но беззащитный центр православного христианства - Константинополь - оказался безжалосьно разграбленным и разгромленным. Салоники же стали столицей франкского царства Бонифация Монфератского.

В храме над пещерой

Католицизм на Балканах продержался недолго. Его вытеснил через 20 лет владыка Эпира Феодор Ангел Комнин, который принял присягу как "царь и император ромеев". Ему принадлежит заслуга создания православного греческого Салоникского царства (1224-1246 гг.)

Позже, в 1261 году, Михаил Палеолог окончательно изгнал грабителей-крестоносцев из Константинополя, но Византия к этому времени была уже ослаблена и территориально раздроблена. Именно это способствовало внедрению в Европу на несколько столетий турок-османов, а "благодарить" за цепь непрерывных войн с мусульманами в Средние века европейцам следовало бы своих соотечественников - "рыцарей гроба Господня".

Ослабленные Салоники тем временем переносили все новые и новые испытания от грабительских набегов сербов и каталанцев - наемников Священной Римской империи. После захвата Фракии, Восточной Македонии и Святой Горы они в 1308 году осадили и Салоники. В XIV веке ослабленный Константинополь уже не мог оказать военную помощь городу, поэтому его жителям пришлось рассчитывать лишь на собственные возможности и организовать войска самообороны.

Храм святой Софии Премудрости Божией. Был построен в VII в. на фундаменте большой базилики, датируемой V в. Впоследствии к храму добавился комплекс различных служебных и административных зданий, поскольку сам храм был кафедральным собором Салоник и административным центром епархии. В 1524 г. был превращен в мечеть. В 1890 г. сильно пострадал от пожара, но в 1907 –1909 г. был восстановлен. После освободительного движения 1912 г. был возвращен Православной Церкви. В настоящее время является действующим храмом.

Храм представляет из себя огромное прямоугольное здание, увенчанное широким куполом и окруженное с трех сторон портиком. Внутри сохранились росписи и мозаики XI- XII в.

Патриотизм горожан оказался сильнее наемных армий. Без посторонней военной поддержки Салоники не только сохранили свою независимость, но и познали "золотой век" в первой половине XIV столетия. В этот период здесь развивается самоуправление, система общественного правосудия, город становится культурным и духовным центром греческого православия - наследника эллинистической цивилизации.

Паникандило и паникадило храма

Философы, выдающиеся юристы и богословы, такие, как Константин Арменопулос, Матфей Властарис, Григорий Палама, Фома Магистр, Николаос Кавасилас, Никифорос Хумнос и другие духовно возрождают Салоники в период правления Палеологов. Расцветает архитектура: строятся храмы и другие шедевры православного зодчества, сохранившиеся до сегодняшнего дня и являющиеся живыми свидетелями той эпохи. Среди

Иконостас

них церкви Св. Екатерины, Св. Апостолов, Св. Николая Осиротевшего, Пророка Ильи, Св. Пантелеймона, "Таксиархов", Преображенская, монастырь Влаттадов и ряд других.

В начале XIV века в Салониках появляется знаменитый иконописец Панселин. Совместно с известными художниками, учившихся в мастерских города и Святой Горе Афон, им был создан ряд ставших каноническими живописных работ.

Еще два важных события того же столетия оставили свой след в истории Салоник. Среди них - религиозное противостояние "Исихастов" (во главе с риториком-философом и богословом Григорием Палама) и "Варламистами". Не менее важным явлением жизни не только города, но и всей средневековой Европы стало революционное движение "Зилотов".

Икона Спасителя

(1342-1349 гг.). В результате в эпоху господства феодализма в Салониках установилась народная демократия.

Начало гражданской войны 1321-1328 годов в Византии инициировало начало захвата земель империи внешними врагами. Попытки приостановить процесс распада государства императором Михаилом Палеологом оказались малорезультативными. Чтобы избежать подчинения туркам в период правления султана Мурата II (1421-1451 гг.), Салоники решают перейти под покровительство венецианцев. Последние обещали горожанам сохранение всех их свобод и защиту от нападения османов.

Иконостас левого придела. Здесь торжественно совершаются требы, на солее стоят микрофоны на держателях.

Увы - обещания эти не были выполнены, и 28 марта 1430 года после отчаянной обороны, Салоники все же были захвачены турками. Немного позже, 22 мая 1453 г., пал и Константинополь. Захват двух крупных городов - оплотов эллинизма и христианства - открыл туркам-завоевателям путь на Балканский полуостров и в центральную Европу, куда они двинулись неудержимой лавиной. Византийская империя прекратила свое существование, ее территория вошла в состав Османской империи.

Захватчики безжалостно разграбили Салоники, уничтожили столетиями создававшиеся памятники культуры. Город словно умер. Тысячи его жителей были проданы в рабство в восточные страны.

Главные византийские церкви Салоник были варварски переделаны в мусульманские храмы; домами знатных горожан овладели турецкие офицеры, а остальные жилые здания были розданы солдатам. Понадобились специальные меры османских властей для возвращения жителей в город и для нормализации "мирной" жизни. Однако прошли годы, десятилетия бедствий и страданий - и Салоники снова стали самым многонаселенным и цветущим портом Балкан.

Крест у канона без Спасителя: Время Пасхи - Христос Воскрес. Сам канон закрыт – на Пасху усопших не поминают. Нет помина о тлении, нет смерти, все живы в Воскресшем Христе!

После поражения армии султана Магомета III при осаде Вены (1683 г.), начинается период ослабления Османской империи и пробуждения сознания порабощенных народов. Так, к 1789 году против турецких поработителей в Салониках было поднято целых пять восстаний.

Македония и Салоники, в частности, внесли огромный вклад в национально-освободительное движение 1821 года. Греция была объявлена независимым государством, однако османы продолжали удерживать свою власть на севере Балкан. Борьба за свободу продолжалась.

Когда под руководством македонского борца Эммануила Папаса началось восстание в Халкидики, турки устроили в Салониках резню, уничтожив 17 мая 1821 года около 3000 мирных жителей. Многих других

Икона: Собор Фессалоникий-ских святых

сгноили в тюрьмах. После этой трагедии город долго залечивали свои раны, но со временем жизнь победила, и Салоники снова ожили.

В целях придания Османской империи большего благообразия в свете расширяющихся контактов с западноевропейскими государствами, в 1869 г. турки разрушили восточные и приморские византийские крепостные стены. Страшную тюрьму "Канли кюлэ" ("Кровавая башня") они перекрасили в белый цвет и переименовывали в "Левкос пиргос" ("Белая башня"). В империи строились новые и расширялись старые дороги, возводились административные и общественные здания.

Тем не менее, борьба греков за освобождение Македонии продолжалась и в начале XX века. Деятельность народно-освободительного движения "Македоникос агонас" 1904-1908 годов является доказательством твердого решения народа жить в свободном, независимом греческом государстве.

26 октября 1912 года, после начала 1-й Балканской войны, в день праздника покровителя города Святого Дмитрия, греческая армия освободила Салоники от турок. Длившемуся столетия османскому игу пришел конец.

Святой Василий епископ Фессалоникийский Святитель Василий, ученик и постриженик преподобного Евфимия Фессалоникийского, был родом из Афин. Он подвизался на Святой Афонской Горе и в других местах с преподобным Евфимием, который на третий день по пострижении, по особенному откровению, предсказал ему, что он будет епископом. Архиепископ Василий скончался мирно в 896 году. В греческом Синаксаре он называется исповедником.

Салоники — необыкновенно живой город. Старинные здания стоят рядом с современными жилыми домами, прошлое и настоящее перемешивается на каждом шагу. В старом городе с узкими улицами и прекрасными маленькими садами воздух пропитан сладким запахом цветов и наполнен музыкой, доносящейся из раскрытых окон - здесь все еще в ходу граммофоны. Современный греческий музыкальный стиль «рембетика» родился именно в Салониках.

Салоники резко отличаются от других крупных современных городов темпом жизни. Правило, зародившееся еще при Гераклите: «поспешай медленно», свято соблюдается здесь. Вдоль набережной непрерывной цепью тянутся кафе, бары, таверны. Можно заказать по

Мощи святого Василия в храме святой Софии

чашечке ароматного кофе «по-эллински» и сесть лицом к морю. Так проводит время большинство греческих студентов... Греки очень любят вкусную еду, медленную философскую беседу. «Хорошо сидим!» - это по-гречески.

Проезжая по маленьким городам и селам Греции, мы часто видели спортивные площадки, стадионы, футбольные поля. Салоники – мегаполис с плотной застройкой, здесь на наши глаза не попадаются маленькие спортивные сооружения. Зато большие спортивные комплексы, имеющиеся в городе, как и во всей Греции, бесплатные и открыты для каждого желающего в любое время суток. Греки всегда были прекрасными спортсменами. Эллада – родина олимпийских игр, которым придавалось очень большое значение. На время Олимпийских игр даже войны прекращались.

Вход на территорию храма святой Софии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz